«КОСТА ХЕТАГУРОВ. СВЯЗЬ ВРЕМЕН». Выставка произведений художника из собрания Художественного музея имени М.С.Туганова и мастеров современного изобразительного искусства. Вернисаж – 15 октября 2014 г., 17 часов. Адрес: Пречистенка, 19

Российская академия художеств

Художественный музей имени М.С.Туганова

Республики Северная Осетия-Алания

Региональный общественный фонд содействия развитию культуры

«Мир Кавказа»

«КОСТА ХЕТАГУРОВ. СВЯЗЬ ВРЕМЕН»

Вернисаж – 15 октября 2014 г., 17 часов

Выставка работает с 7 по 26 октября 2014 г.

Художник  Коста Хетагуров

Художник
Коста Хетагуров

Выдающийся осетинский поэт Коста Леванович Хетагуров (1859 – 1906 гг.) был первым профессиональным художником Осетии. Но сфера деятельности его гораздо шире. Коста был поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом, художником, успешно пробовал себя в исполнении эскизов и декораций к спектаклям. Его жизнь стала явлением, знаменующим коренной поворот в духовном развитии осетинского народа и оставившим в его культуре глубокий след.

Константин Леванович Хетагуров родился в горном ауле Нар Владикавказского округа Терской области 15 октября 1859 года.

С 1871 по 1881 годы он учился в Ставропольской мужской классической гимназии, которая многие годы была центром просветительной и художественной жизни города. В гимназии овладел основами изобразительной грамоты. Его педагогом был воспитанник Петербургской Академии художеств Василий Иванович Смирнов, который помог раскрыться дарованию Коста. Наиболее удачные его работы Смирнов отправил в Москву на Всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где они получили хорошие отзывы. Именно по совету Смирнова в 1881 году Коста держал экзамены и был принят в Петербургскую Академию художеств. Учился он у профессора П. П. Чистякова. Благодаря Чистякову Коста Хетагуров вынес из стен Академии мировоззрение художника-реалиста.

В 1885 году из-за отсутствия средств на обучение он был вынужден уйти из Академии и вернуться во Владикавказ.

В дальнейшем творчестве Коста верх берет все-таки литература. Оценивая значительный перевес литературы в наследии К. Хетагурова, мы не должны забывать, что творчество для него было социальной функцией — оружием, средством борьбы.

Его творческий путь — в глубоких раздумьях о судьбах родного народа. Публицистические выступления Коста в местной и столичной периодике, поэтическое творчество, непримиримость в борьбе с власть имущими, защита народных интересов пугают царскую администрацию, которая преследует художника, высылает за пределы родного края.

В 1891 году Коста добивается отмены решения о закрытии Ольгинской женской школы, затем последовала административная высылка поэта, но это не сломило его духа. Одна за другой выходят статьи, поэтические шедевры; поэт сотрудничает с газетой «Северный Кавказ», публикует статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях», в «Сыне Отечества».

Литературному творчеству Хетагурова во многом соответствует его живопись. Она служит зримым воплощением созданных им поэтических образов («На школьной скамье жизни» (1886-1890), «За водой»).

Полотна Коста порой созвучны мелодике его поэзии, а порой удивляют неожиданностями в расстановке эмоциональных и образно-смысловых акцентов.

Особую область произведений Хетагурова составляют работы на библейские сюжеты. Сюда входят и станковые произведения, и монументальные росписи, выполненные им для Алагирской церкви. Изучая иконографию религиозной живописи, Коста в своих работах приходил к самостоятельной интерпретации религиозных сюжетов, вкладывая в них большие человеческие мысли и чувства.

Простота изобразительных средств, точная передача портретного сходства и внутреннего содержания модели характерно для всей портретной живописи Коста. С большой теплотой выполнены портреты Тутти Тхостовой и Мисырби Гутиева, они строги по рисунку и благородно сдержанны по живописи. И совсем иначе решен портрет А. Цаликовой (1898 г.), занимавшей большое место в жизни и творчестве Коста.

Ключом к раскрытию характеров героев становится акцентированный, предельно сдержанный взгляд. Наибольшего успеха в этом смысле художник добивается в «Автопортрете». В нем нет ничего лишнего, отвлекающего, только лицо художника, запечатленное строго в фас. Из затемненного пространства круга прямо в упор на зрителя смотрят глаза художника, проницательные и полные грусти. Образ впечатляет большой внутренней силой и глубиной.

В пейзажах Коста привлекает одухотворенный лиризм, их отличительное качество – восторг перед дивными уголками родной природы.

Вклад Коста Хетагурова в искусство Осетии и России неоспоримо значителен. Живы в народе имя, слово и художественные образы Коста, его мысли, идеи и мечты. А для мастера, для творца это и есть подлинная жизнь, пожалуй, даже более реальная, чем та, что отпущена судьбой.

Вдохновленное им изобразительное искусство Осетии ХХ века и сегодняшнего времени по праву признается одним из интереснейших и полнокровных явлений современной художественной культуры России. Начиная с Коста Хетагурова и Махарбека Туганова десятки художников получили и продолжают получать профессиональное образование в стенах Академии художеств. Молодые художники нового времени продолжают и развивают начинания старших поколений мастеров, становятся творцами современного искусства Осетии, демонстрируя широкий спектр течений и стилевых направлений, работая практически во всех жанрах и видах искусства, сочетая национальную художественную традицию и опыт искусства нового времени. Зримым воплощением достижений разных поколений, объединенных и вдохновленных темой «Коста Хетагуров. Связь времен», является эта выставка.

Аккредитация.

Конт.тел.: 8(495)637-47-71, 637-25-69 E-mail: rah1757@yandex.ru

Управление информацией Российской академии художеств.

Художник  Коста Хетагуров

Художник
Коста Хетагуров


Выставка произведений художника из собрания Художественного музея имени М.С.Туганова и мастеров современного изобразительного искусства

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.